Городище средневекового Ургенча. Уже в X в. Ургенч был крупнейшим и вторым по значению городом средневекового Хорезма вслед за Кятом, а после разрушения Кята водами Амударьи стал столицей хорезмской династии Мамунидов. При них, а особенно в XI-XII вв. в правление тюркской династии Хорезмшахов здесь возводятся оборонительные сооружения, город застраивается богатыми жилыми домами, дворцами, рынками, зданиями мусульманского культа. Монгольское нашествие (1221 г.) привело Ургенч в упадок, но в конце XIII-XIV в. город вновь на подъеме; он становится почти независимым в системе Золотоордынс-кого ханства. Период этот ознаменован интенсивным строительством монументальных зданий. Пятикратные набеги Тимура (в 1372-1388 гг.) почти сравняли Ургенч с землей; в нем осталось лишь несколько культово-мемориальных сооружений. Некоторое оживление строительной деятельности отмечается здесь в XVI в., но в дальнейшем город окончательно хиреет и с XVIII в. превращается в городище Куня-Ургенч.
КАРАВАН-САРАЙ
1-я половина XIV в. Сохранились руины главного фасада, выделенного порталом. В прямоугольных обрамлениях портального свода и особенно в софите - декор из фигурных резных кирпичиков, а также гирих, выложенный тесаным кирпичом, со вставками узорной майолики.
МАВЗОЛЕЙ ДИНАСТИИ СУФИ (известен как усыпальница Тюрабек-Ханым). 60-е гг. XIV в. Здание имеет сложную объемно-пространственную композицию: стройный портал, небольшой купольный вестибюль, шестигранный зал, зиаратхану, за которой располагается квадратная гурхана. Перекрытие зиаратханы составляет редкая конструкция тройного купола: два внутренних - декоративный и конструктивный и один наружный. Над высокой двенадцатигранной призмой зиаратханы, на грани которой глубокие ниши, высится цилиндрический барабан, несущий конический шатер (ныне разрушен). Во внешнем декоре и в интерьере зиаратханы - обилие резной кашинной мозаики, где господствует стилизованно-растительный орнамент. Особенно интенсивна по цвету и узоропостроению облицовка купола зиаратханы; на ее сфероидной чаше развернут пространственно сложный по построению гирих из звезд и многогранников с цветочно-растительным заполнением.
АНСАМБЛЬ КОШ
МАВЗОЛЕЙ СУЛТАН-АЛИ
XIV в. или XVI в. (дата не уточнена). Возведен в ансамбле «кош» с ханакой Наджмеддина Кубра. Композиционно он подражает мавзолею Суфи: в плане имеет шестигранную дарсхану и прямоугольную гурхану. Объемную же композицию образуют два портала на главной оси, между которыми две сопряженные призмы - двенадцатигранная и восьмигранная, - увенчанные куполами. В интерьерах - традиционные для XIV века перспективно-ячеистые паруса. Декора нет.
ХАНАКА НАДЖМЕДДИНА КУБРА (основателя суфийского ордена Кубрави, Наджмеддина Кубра). Между 1321 и 1333 гг. Трехкамерное, трехкупольное здание. Стройный портал и стоящие в гурхане надгробия, в том числе надгробие Наджмеддина Кубра, облицованы характерными для Хорезма многоцветными * майоликами с богатым цветочно-растительным орнаментом и сложной вязью коранических надписей.
МАВЗОЛЕЙ ТЕКЕША
Ок. 1200 г. Монументальное сооружение: в основании - квадратная призма, на ней - массив оформленного ребристыми гофрами барабана, несущего конический купол. Главный фасад выделен глубокой нишей со сталактитовым заполнением. Господствует фактура жженого кирпича. Барабан украшен вставками голубых изразцов; над трехлопастными завершениями его гофр сохранились остатки эпиграфического фриза с голубой поливой. Купол имеет выкладки из голубых кирпичей: по ромбической сетке, «в елку» и сплошным ковром. В нишах интерьера и в углах перехода от квадрата к восьмиграннику расположены сталактиты, а под куполом - шестнадцать ракушеобразных сводиков.
МАВЗОЛЕЙ ФАХРЕДДИНА-РАЗИ (народное название усыпальницы одного их Хорезмшахов, видимо Иль-Арслана). XII в. Его объемная композиция состоит из куба, двенадцатигранной призмы барабана и пирамидального наружного купола. Главный фасад оформлен плитами резной терракоты растительного и эпиграфического орнамента. В интерьере мавзолея характерны сталактитовые паруса и сфероидный внутренний купол.
МИНАРЕТ КУТЛУГ-ТИМУРА
Между 1321 и 1333 гг. Минарет имеет стройный, сильно утоняющийся кверху круглый ствол. Кирпичная кладка его расчленена узкими поясками вертикально поставленных кирпичей, создающими архитектурный ритм, и широким поясом куфической надписи. Некогда минарет был увенчан деревянным фонарем, от которого сохранились радиально выступающие из кладки балки.