Южный Казахстан

АКЫРТАС

Археологический комплекс Акыртас находится в 40 км. восточнее современного Тараза, в 6 км южнее железнодорожной станции Акчулак, у подножия Киргизского Алатау. Понятие археологический комплекс, применим к изучаемому объекту, так как он включает в себя несколько памятников. Сюда входят: дворцовый комплекс (Монументальное сооружение, четырехугольное в плане, выложенное из массивных каменных блоков красного песчаника, высотой от 1 до 1,5 м.); крепость (Сооружение - почти квадратное в плане, размерами 39 х 40,5 м, расположено в 1 км юго-западнее дворцового комплекса.. Ориентация крепости - по странам света. По углам сооружения, по всей видимости, располагаются башни, круглые в сечении); замок (Сооружение располагается на естественном холме.
Его размеры 40х25 м., высота 3 -3.5 м., здание прямоугольное в плане, ориентировано длинными сторонами с востока на запад с небольшой сдвижкой. Постройка датируется второй половине XIII -X вв); садово-парковая зона (Восточнее Дворцового комплекса расположен участок, окруженный стеной размером 250х250 м. Скорее всего на этой территории предполагалось разбить парк-сад); загородные усадьбы (или по-иному "жилой квартал", находящийся к северу от "дворцового комплекса", а так же несколько бугров, предположительно усадьбы, расположенные вблизи комплекса); а так же каменоломня, карьер для выработки глины, смотровая башня, землянки рабов, агроирригационные сооружения и система водоснабжения, серия сакских курганов.

 

КАЯЛЫК

Каялык (Антоновское) столичный город карлукских племен, - самое большое городище Илийской долины, расположено на восточной окраине с. Койлык Саркандского района Алматинской области (в 45 км к северо-востоку от г. Сарканда). Памятник VIII-XIV вв. Территория окружена крепостной стеной, с сохранившейся высотой до 4 м. В плане стены городища имеют вид неправильного четырехугольника. Северо-восточная стена имеет протяженность 1200 м, юго-западная 750 м., примыкая к подножью гор. Территория городища сохранила следы былой городской застройки, улиц, переулков хорошо различимых и сейчас в топографии.
Средневековый Каялык - один из крупных политических, экономических, культурных центров на Шелковом пути, который был известен еще до Рубрука из персидских и арабских источников. Один из последних представителей династии карлукских джабгу - Арслан-хан - был известной политической фигурой в начале XIII века. Он участвовал в походах монголов на запад.
На городище раскопано несколько крупных объектов-памятников буддийский храм, баня, усадьба богатого человека, выявлены и значительные объекты мусульманской культуры XII-XIV вв.: Соборная мечеть, комплекс мавзолеев и ханака, найдены и остатки манихейского храма. Проводились раскопки на цитадели и дворцовом комплексе города. Удалось выявить многое, о чем писал именитый путешественник, - мечеть и мавзолеи, буддийский храм и манихейскую кумирню. Проводятся раскопки, предположительно несторианского укрепленное поселения Лепсы (поселок ГЭС), расположенный в 6 км к северо-востоку от городища Антоновское.
Из находок интересна резная терракота с портала мавзолея конца XII в, (аналогичная, сохранившейся терракоте мавзолеев Узгена XII в.), 13-ти рожковый светильник из манихейского храма, иранский люстровый сосуд с усадьбы торговца и мн. др.

 

МЕРКЕ

Тюркское святилище Мерке.

Представляет собой культово-мемориальные комплексы тюрков, локализованные на альпийских жайляу верховий реки Мерке. Культовый характер памятников выражен в храмовых конструкциях курганного типа с каменными изваяниями, которые установлены в центре или в восточной части насыпей. На историко-топографическую карту святилища Мерке нанесены 70 тюркских каменных скульптур, в числе которых мужские и женские изваяния. Статуи установлены по одному мужскому и женскому, по две (мужское и женское), по три и в редком случае по четыре изваяния на одном кургане. Дополнительным свидетельством, характеризующим культовый характер святилища, являются многочисленные памятники наскального искусства и тамги.

Тюркское святилище Жайсан.

Представляет собой культово-мемориальные комплексы тюрков, локализованные на территории одноименной долины, расположенной в низовьях реки Чу. Мемориальный и культовый характер памятников отражен в составе комплексов состоящих из погребальных конструкций (курганов) и ритуальных сооружений с каменными изваяниями, со стелами, а также в тамгах и петроглифах, выбитых на скалах, в западной части святилища. В отличии от памятников святилища Мерке, культовые конструкции святилища Жайсан представляют собой одиночные, двух, трех и четырех секционные ограды, сооруженные из каменных блоков, плит.

 

ОТРАР

Городище древнего Отрара расположено в 10 км к западу от железнодорожной станции Тимур. На северо-западе оно примыкает к с. Талапты.
Отрартобе представляет собой пятиугольный в плане бугор, ориентированный углами по странам света с незначительным отклонением1. Его южная сторона равна 380 м, юго-западная - 145 м, западная - 400 м, северо-восточная - 380 м и восточная - 350 м. Наибольшая высота бугра от подошвы (18 м) зафиксирована в точке 8 топоплана, т. е. в юго-западной части, ближе к углу; в среднем его высота колеблется от 10 до 15 м.
Основная масса подъемной керамики датируется XVI-XVIII вв. Это и понятно, поскольку город интенсивно жил вплоть до начала XIX в. Об Отраре домонгольского времени можно получить некоторое представление из письменных источников, в частности сочинения Джувейни. Топография развалин знакомит с характером городской застройки после разрушения города в 1219-1220 гг.
Городище окружено стеной, лучше всего сохранившейся с северо-восточной и восточной сторон.Стена укреплена башнями. Вокруг основного бугра прослеживаются остатки рва в виде лощины с покатыми краями. В город вели три въезда. Два устроены напротив друг друга: один - в южной, второй - в северо-восточной стене и третий - в середине западной стороны. Центральными были ворота южной стены. Третьи, западные ворота, скорее всего, были вспомогательными. Из источников известно название одних из ворот Суфи-хана (Дарваза-и-Суфи). Название ворот связано с именем почитаемого святого.

 

САУРАН

Городище Сауран находится на стыке Южно-Казахстанской и Кызылординской области, у разъезда 35 Казахской железной дороги, в 40 км сесеро-западнее г. Туркестан. 
Город Сауран существовал на двух местах: в домонгольский период (VI-XII вв.) располагался на месте городища Каратобе, а Сауран XIII-XVIII вв. был перенесен на новое место, и ему соответствует одноименный памятник. Городище Сауран представляет собой овальную в плане площадку, вытянутую с северо-востока на юго-запад на 800 м, с северо-запада на юго-восток на 550 м. Еще и сейчас отлично видны прекрасно сохранившиеся зубчатые крепостные стены с бойницами, далеко выступающие массивные круглые башни. Высота стены достигает шести метров над окружающей местностью, у основания толщина ее - до трех метров. На территории в 33 га отлично читается планировка города с площадями, улицами, тупиками переулков с оплывшими остатками строений административных, жилых, ремесленных и др. 
Первые упоминания о городе относятся еще к Х в. Известный арабский географ Макдиси характеризовал его так: "Сауран (Савран, Сабран) - большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе". При джучидах впервой половине XIV в. Сауран был столичным центром Ак-орды. В городе был похоронен умерший в 1320 г. правитель Ак-орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других городах медресе, ханаки, мечети. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. Ценные сведения о городе содержатся у поэта Васифи, жившего здесь в 1514-1515 гг. Он сообщает об одной из наиболее-примечательных городских построек - медресе с двумя качающимися минаретами: "На плечах его айвана поставлены два высоких минарета, необычайной высоты и крайнего благородства".

 

ТАЛГАР

Предшественник современного Талгара располагался на правом берегу Талгар у выхода ее из горного ущелья в долину. Сейчас никто из ученых не сомневается, что именно это городище соответствует селению X века Талхизе Тальхиру. Развалины Талгара в настоящее время предсгавляюг собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом. Площадь занимаемая укрепленной частью, около 9 га. По углам вала по периметру располагались башни. За валом имеется ров.

 

АРЫСТАНБАБА

Мавзолей Арыстанбаба. Памятник архитектуры начала ХХ века. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстанбаба, жившего в XII веке. Первая постройка мавзолея относится к XIV-XV вв. От нее сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двух купольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чем гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших ее к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново. Здание построено из жженого кирпича на алебастровом растворе, в лицевой кладке стен. В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества.