Пенджикент. Расположен на широкой левобережной террасе Зеравшана. Пенджикент буквально закрыт зеленью декоративных, плодовых деревьев, виноградников и производит впечатление огромного сада. От прошлых эпох в Пенджикенте еще сохранилось несколько извилистых, узких улиц и переулков. Дома на них как наследие прошлого окружены высокими глинобитными заборами. Окна выходят во двор. В городе создан историко-краеведческий музей имени Рудаки. Есть здесь и памятники зодчества. Главный из них — медресе-мечеть XVIII в. Алии Додхо. В окрестностях города с 1947 г. работает Таджикская археологическая экспедиция. Здесь ведутся раскопки городища древнего Пенджикента — одного из центров согдийского государства, разрушенного арабскими завоевателями в VIII в. н. э. В те далекие века Пенджикент лежал на перекрестке караванных путей, соединявших горные области верхнего Зеравшана со столицей Согдианы Самаркандом. До наших дней в его развалинах сохранились памятники изобразительного искусства согдийцев (VII—VIII вв.). Они представлены многокрасочной росписью (выполненной клеевыми красками по штукатурке), украшавшей стены храмов, жилых домов, а также лёссовой и деревянной скульптурой. Сюжеты живописи и скульптуры отражают религиозные представления и обряды согдийцев, эпические предания, сцены из жизни знати.
Айни. Одно из древнейших селений в Кухистане, расположено в 97 км к востоку от Пенджикента. Селение существует более тысячи лет. Прежде кишлак назывался Варзаминором, что значит «высокий минарет». Этим именем он был обязан возвышающемуся в центре селения минарету из сырцового кирпича — памятнику архитектуры X—XI вв. Кишлак занимает широкую полосу на правобережной высокой террасе Зеравшана. Он носит имя основоположника советской таджикской литературы С. Айни. Много интересного есть в окрестностях селения. На левом берегу Зеравшана, на горе Калаи-Муг, археологи раскопали древний замок, разрушенный арабами в 721 г. Здесь были обнаружены спрятанные от арабских завоевателей пенджикентским правителем согдийские рукописи конца VII — начала VIII в. Кроме рукописей найдены и некоторые другие предметы, и среди них — деревянный щит, обтянутый кожей с яркоцветным изображением согдийского всадника на богато убранной лошади.
Саразм. В 1977 году таджикскими учёными были начаты археологические раскопки на месте, которое в последствии, стало известно как поселение Саразм. Поселение представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность длиной около 1,5 км и шириной от 400 до800 м, расположенную на террасе левобережья реки Зеравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га.
В настоящее время в северной и западной частях исторического поселения раскинулись современные кишлаки Сахибназар и Гурач, а в северо–восточной – кишлак Авазали. Результаты исследований дают основание говорить о том, что древнее поселение существовало здесь около полутора тысячелетий, в период с 3400 г. до 2000 г. до нашей эры. В Саразме были раскопаны многочисленные жилые дома, культовые и дворцовые сооружения. Найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра и золота, оружия, украшений, относящихся к IV–II тысячелетиям до нашей эры.
Определённый интерес представляет раскопанный в Саразме дворцовый комплекс, занимающий площадь более 250 кв. м, состоящий из входного коридора, прихожей, двух–трёх залов и нескольких вспомогательных сооружений.
Кишлак Мазори Шариф. МУХАММЕДА БОШАРО МАВЗОЛЕЙ. XI/ХП в.; 1342/43 г. в 20 километрах к юго-востоку от города Пенджикента. Здание живописно расположено в гуще деревьев на горном склоне. Оно имеет сложный, неодновременно сформировавшийся план. Очень парадно оформлен входной пештак. В гурхане и зиаратхане стоят надгробия, одно из них облицовано многоцветными майоликами, другое - мраморное, с резьбой.
Мавзолей Рудаки. Поэт, родоначальник классической таджикской поэзии Абу-Абдулло Рудаки жил в конце IX – начале X веков, во время правления династии Саманидов. Он писал свои знаменитые оды и газели на языке дари (таджикский язык того времени), но с использованием арабского алфавита. Последние дни своей жизни поэт провёл в бедности и умер в 941 году в своём родном селении Панджруд, недалеко от города Пенджикента. Слово Панджруд в переводе с таджикского означает «пять ручьёв» («пандж» – пять, «руд» – ручей). В 1958 году, на месте захоронения поэта, был воздвигнут мавзолей.
МАЗАРИ-АМИР ХАМЗА ХАСТИ-ПОДШО. XI-XII вв. Cело Чорку. Полуоткрытое помещение с двумя столбами и пятью полуколоннами. Рядом расположены шестиколонная ЛЕТНЯЯ МЕЧЕТЬ (XIX-XX вв.) и МИНАРЕТ (XX в.) в виде многоярусной деревянной башни с открытыми площадками.