Главная  »  Средняя Азия  »  Первобытный строй

Первобытный строй

Эпоха первобытнообщинного строя охватывает приблизительно 800 тыс. лет. Этот огромный период археологи называют палеолитическим, а геологи – четвертичным. Он делится на: 1) период первобытного стада как исходного состояния становления человеческого общества. В соответствии с археологическим делением ему соответствует ранний (шелль, ашель) и средний (мустье) палеолит; 2) родовое общество, соответствующее второй половине древнего каменного века – позднему, или верхнему палеолиту.

ПАЛЕОЛИТ

Ранний палеолит
Эпоха раннего палеолита началась около 800 тыс. лет назад и закончилась 100 тыс. лет назад. В Средней Азии кости человека нижнего палеолита пока не обнаружены. Доказательством его обитания являются находки каменных орудий. Было обнаружено много необработанных камней, а также много крупных рубящих орудий и других изделий на стоянки Бориказган, Танирказган в районе хребта Каратау в Южном Казахстане (шельский, ашельский период). Рубящие орудия и скребло ашельского времени обнаружены на р. Онарча – одном из притоков р. Нарын на территории Киргизии.

Средний палеолит
Переход от раннего палеолита к среднему совпал с распространением рисского оледенения, который резко ухудшил климат (100-40 тыс. лет тому назад). В эпоху мустье совершенствуется физический тип человека. Древнейший человек (Homo habilis), «человек умелый» питекантроп и синантроп трансформируется в неандертальца (Homo neanderthalens), который приближается к человеку современного типа. Основным памятником этого периода является стоянка древнейшего человека Тешикташ.
Грот Тешикташ, обследованный в 1938-39гг. А.А.Окладниковым, положил начало изучению палеолита в Средней Азии. Памятник расположен на высоте 1500 м. над уровнем моря в ущелье Заутолошсай в горах Байсунтау Сурхандарьинской области.
Другим памятником этого времени является грот Амир-Темур, расположенный недалеко от Тешикташа. В нем обнаружены три культурных слоя: два из них относятся к позднему периоду каменного века, а третий- к эпохе мустье.
Мустьерские памятники изучены в Самаркандской и Бухарской областях. Одним из таких памятников является пещерная стоянка Аманкутан, расположенная на высоком берегу Бульбузарсая в районе кишлака Аманкутан в окрестностях Самарканда.
В районе Такалыксая Д.Н. Лев открыл также пещерную стоянку, датируемую поздним мустье. Памятниками этого периода являются и каратауские мастерские по добыче и обработке камня, расположенные у выходов кремнистых пород на южных склонах гор Вауш и Калаваш Кызыл в Бухарской области.
Здесь были исследованы три мастерские. Наиболее крупная из них, Учтутская, дает археологический материал начиная с позднего ашеля до неолита включительно. Об этом свидетельствуют остатки каменных орудий и следы шахт. В другой, расположенной на левом берегу сая Вауш, к востоку от первой, содержится мустьерский комплекс изделий. В третьей мастерской у кишлака Иджонт, расположенной на склоне горы Калаваш-Кызыл, найден разновременный материал, в том числе изделия мустьерского времени.
Другим районом находок мустьерских памятников является верховье р.Чирчик, где открыты и исследованы пещерные стоянки Ходжикент и Обирахмат. Самой богатой по материалу является пещера Обирахмат, открытая в 1962 г. А.Р.Мухамеджановым, расположенная в 100 км. к северо-востоку от Ташкента, на правом берегу сая Пальтау.
Отдельные мустьерские орудия найдены на р. Пскем и при слиянии рек Чаткал и Коксу, недалеко от с.Бурчмулла (Куприкбаши).
В бассейне р. Чирчик имеются и другие палеолитические стоянки, расположенные в районе урочища Каракамыш у древнего канала Бозсу, в 12-15 км. к северо-западу от Янгиюля.

Верхний палеолит
Поздний или верхний палеолит, длившийся примерно от 40 до 12 тысяч лет до н.э., совпал с вюрмской или валдайской фазой развития оледенения. В процессе труда изменился и физический тип человека. Неандертальца сменил кроманьонец – непосредственный предшественник человека современного физического типа. Он имел характерные признаки черепа нынешнего человека: прямой лоб, надбровные дуги, подбородочный выступ. У него вполне сформировалась прямая походка.
В новом родовом обществе четко устанавливается разделение труда между полами: так, большой цикл работы, жизненно важных для общины – хранение и приготовление пищи, добывание топлива и поддержание огня, собирательство, воспитание детей, непосредственно связанных с оседлым существованием, выполняли женщины. Женщины занимали высокое общественное положение. Основным занятием мужчин была охота, изготовление орудий труда и т.д.

МЕЗОЛИТ Эпоха от появления лука до изобретения керамики охватила период примерно с 13-го до 5-го тысячелетия до н.э. Стоянка этого времени обнаружена в гроте Мачай Байсунского района Сурхандарьинской области Узбекистана.
К мезолитическому и неолитическому периодам можно отнести наскальные красочные изображения, открытые в Ширабадском районе Сурхандарьинской области. Рисунки обнаружены по обеим сторонам ущелья Зараутсай в горах Кугитанг.


НЕОЛИТ
К началу 5-го тысячелетия до н.э. развитие хозяйства в Средней Азии шло по двум направлениям. Одна группа племен, обитавших в предгорьях Копет-Дага и других местах, удобных для первобытного земледелия с искусственным орошением, перешла к разведению культурных растений. Хозяйство этих племен быстро прогрессировало.
Другая группа племен, заселивших суровые пространства северных степей и пустынь Средней Азии, продолжала развивать охоту и рыболовство - основу их хозяйства на протяжении нескольких тысячелетий.
На территории древнего Хорезма была открыта стоянка Джанбас 4. Ее изучение дает наиболее полное представление о своеобразной неолитической культуре, названной по имени ближайшего населенного пункта «кельтеминарской». Это культура охотников и рыболовов 4-3 тысячелетия до н.э.

БРОНЗА Применение меди в Средней Азии впервые нашло свое применение лишь в 3-м тысячелетии до н.э., но не дало качественных сдвигов и не составило особой эпохи.
В силу этого ранняя пора применения металла получила название энеолита, т.е. медно-каменного века. Первобытный человек искал новый материал для изготовления орудий труда, постепенно пришел к производству бронзы. Это знаменовало новый важный этап в истории развития человека.
Кельтеминарские племена в низовьях Зарафшана не исчезли бесследно. Существовавшие здесь заман-бабинские племена сложились на основе кельтеминарских племен Тузкана, т.е. тузканцы были предками заман-бабинцев - первых земледельцев. Они жили на берегу озера Заман-баба в низовьях Заравшана. Остатки материальной культуры с аналогичным хозяйством исследованы и в древнем Хорезме. Название этой культуры первобытных земледельческо-скотоводческих племен (суярганская) в свое время было введено в научный обиход С.П.Толстовым по первому памятнику, исследованному в сухом русле Суяргана . Суярган – древний дельтовый проток Амударьи.
Во второй половине 2 тысячелетия до н.э. на территории Средней Азии появились новые племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством и примитивным земледелием. Материальная культура этих племен исследована на землях древнего Хорезма, в предгорьях и степях ташкентского оазиса. В Самаркандской области, в Ферганской долине и низовьях Зарафшана эта культура получила название «тазабагъябской», по имени одного из каналов, прорезавших древнее русло Акчадарьи. В низовьях древнего русла были сделаны первые находки.
Очевидно, во второй половине 2 тысячелетия до н.э. в обширных районах Средней Азии появилась новая этническая группа. Эта группа имела много общего в материальной культуре с племенами андроновской общины. «Тазабагъябская» культура древнего Хорезма сосуществовала с « суярганской». В конце 2 тысячелетия до н.э. последняя, видимо, ассимилировала «тазабагъябскую» и получила свое дальнейшее развитие в культуре позднего бронзового века – амирабадской, одноименной современному Амирабад.
Для этого периода характерны такие поселения как Чуст, Дальверзин, Ашкалтепа, Чимбай, Тергаучи и др. Они отличаются своеобразной расписной керамикой, что позволяет выделить эту группу памятников в самостоятельную археологическую культуру, названную по первому и наиболее изученному памятнику, чустской. Чустское поселение расположено в 2,5 км к северу от г. Чуста Андижанской области. Чустская культура датируется концом 2 – первыми веками 1 тысячелетия до н.э.
На юге Узбекистана был открыт и исследован уникальный памятник земледельческой культуры Кучуктепа, расположенный в 70 км к северо-западу от Термеза в Музрабатской степи.